Лодки для отдыха и активного туризма

Выбрать регион доставки»
Подбор Лодки по параметрам
от 2 620 руб.
Intex Explorer-200 set (58331)
от 1 040 руб.
Bestway 34009
от 1 140 руб.
Bestway 34102
от 1 180 руб.
Bestway 34103
от 650 руб.
Bestway 91044
от 13 540 руб.
Bestway Voyager 500
от 1 300 руб.
Intex Explorer-100 (58329)
от 47 230 руб.
Intex Mariner 3 (Set)
от 57 390 руб.
Intex Mariner-4 Set (68376)

Лодки для отдыха и активного туризма

Лодки являются самым массовым малым плавучим средством, предназначенным для перемещения по относительно спокойной водной поверхности. Разновидностей лодок существует огромное множество, но, прежде чем мы начнем в них разбираться, необходимо определиться, какие именно малые суда мы будем называть лодкой.

Если обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С. И. Ожегова, то найдем там следующее определение для лодки: «Небольшое, обычно гребное судно». Однако что значит «небольшое»? И какие бывают исключения из «обычно»? В толковом словаре ответ найти не получится.

Лодка, вода, небо...

Обратимся поэтому к наиболее авторитетному источнику сведений о всех океанских, морских и речных судах. Военно-морской словарь дает для лодок более точное и конкретизированное определение. Согласно ему лодкой мы будем считать малое судно грузоподъемностью до пяти тонн, длиной не более девяти метров и шириной до трех. Существуют моторные, гребные и парусные лодки, но так как и в разговорной практике, и в морском деле принято называть парусные лодки яхтами, то мы будем рассматривать только гребные и моторные. Кроме того, заметим, что лодка с установленным стационарно мотором является катером, поэтому нас будут интересовать исключительно те моторные лодки, которые оснащаются подвесными моторами. Ну и, конечно же, в рамках данной статьи мы не будем рассматривать такие специфические объекты, как подводные лодки и летающие лодки (гидросамолеты).

Наш интерес - лодка как средство отдыха и передвижения обычного жителя умеренных широт без привязки к его профессиональной деятельности.

 

Немного истории

С самого зарождения человеческой цивилизации люди стремились селиться рядом с водоемами, что служило определенной гарантией стабильного снабжения питьевой водой для общины. Однако в отличие от суши водное пространство не предназначено для свободного перемещения млекопитающих вида homo sapiens. Умение человека плавать, во-первых, ограничено сравнительно небольшими расстояниями, во-вторых, невозможностью транспортировать даже небольшие грузы и малоподвижных членов общины.

Наверное, именно поэтому в древности люди обратили внимание на проплывавшие по реке стволы поваленных деревьев и начали приспосабливать эти плавсредства к собственным нуждам. Очевидно, что первыми появились плоты, представляющие собой простые связки бревен, способные выдержать на себе некоторый груз.

Первобытные люди на плоту

Никому не известно, когда именно и кому в голову пришла мысль выдолбить ствол изнутри для повышения его грузоподъемности, но именно с таких лодок-долбленок и началась история современного мирового флота. Древнейшей находкой подобного рода на данный момент является лодка, найденная на территории Нидерландов. Она была создана примерно восемь тысяч лет назад из одного соснового ствола. Следует отметить, что подобные каноэ-долбленки до сих пор используются индейскими племенами бассейна Амазонки.

Один кусок дерева - одна лодка

Другим путем шли народы, населявшие Крайний Север. В условиях почти полного отсутствия древесной растительности основным материалом при постройке лодок были шкуры морских животных. Ими обтягивались каркасы из древесных планок и костей, швы пропитывались жиром в качестве герметика, и получались каяки, байдары и умиаки, которыми до недавних пор широко пользовались гренландские, алеутские и эскимосские морские охотники. Доподлинно неизвестно, когда появились первые подобные суда, но есть достоверные описания китобойного промысла на байдарах в районе Берингова пролива в VII веке нашей эры. Следовательно, впервые появились они намного раньше.

Десяток охотников на каяках способны справиться со взрослым китом

Долбленки и каяки являются первыми представителями корпусных и каркасных лодок. За несколько тысяч лет развития в разных частях земного шара возникло огромное количество их разновидностей, которое мы и попробуем коротко рассмотреть далее.

 

Классификация современных лодок

Ввиду огромного числа разновидностей лодок в разных точках земного шара единой общепринятой классификации лодок не существует. Так как одним из основных критериев при выборе лодки является ее предназначение, проще всего классифицировать малые суда, исходя из области будущей эксплуатации. Различают лодки, предназначенные для эксплуатации в народном хозяйстве (спасательные, гидрографические, армейские, лоцманские, дозорные, рыбнадзорные...), спортивные гоночные и спортивные специализированные (например, рафтинговые), прогулочные, туристические, рыболовные, хозяйственные и многие другие.

Лодка - обязательный атрибут любого спасательного подразделения

Также принята классификация по широкому ряду параметров. По материалу, из которого изготовлен корпус лодки, - металлические, пластиковые, деревянные, из прорезиненной ткани. По типу корпуса - надувные, каркасные неразборные, жесткие неразборные и разборные. По количеству корпусов - монококи, катамараны, тримараны, монококи с одним или двумя балансирами. По типу движителя - буксируемые, гребные, парусные, моторные винтовые, моторные с водометным движителем и всевозможные их комбинации. По вместимости - одно-, двух-, четырех- и многоместные. По наличию палубы - беспалубные, полупалубные и палубные. По характеру движения - водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы. По району плавания - морские трех категорий, речные четырех классов (классы и категории определяются способностью лодки выдерживать волнение и ветер различной силы). По форме носа лодки - остроносые, с носовым транцем, санного типа. По форме кормы - транцевые, вельботные, с кормовым подзором, с крейсерской кормой, с туннельной кормой...

Как видим, неполное перечисление критериев, по которым можно классифицировать лодки, заняло достаточно длительное время. Поэтому далее мы рассмотрим наиболее характерные для наших широт и условий типы лодок, доступные большинству из нас в качестве полезной покупки или объекта проката на время отдыха.

 

Как выбирать лодку для отдыха

При выборе любого плавучего судна приходится искать компромисс между его остойчивостью (способностью судна возвращаться на ровный киль после сильного крена или дифферента), вместимостью и грузоподъемностью, управляемостью и скоростью на воде. Вполне очевидно, что чем шире днище и выше киль, тем тяжелее перевернуть лодку. Самыми же быстрыми будут бескилевые узкокорпусные и при этом неустойчивые на воде лодки типа байдарки и каноэ. Поэтому при выборе лодки сначала определитесь, что вы хотите от нее получить - спокойный отдых на водной глади или наслаждение от притока адреналина. Нужна ли вам лодка для транспортировки определенного груза или только для короткой прогулки без всяких запасов. Будете ли вы с нее рыбачить или только наслаждаться речными и морскими пейзажами.

Второй критерий, который необходимо продумать перед выбором водного транспортного средства, - каким образом вы будете доставлять его к воде. Одно дело, если у вас есть дача или дом на берегу водоема и вы можете поставить ангар у среза воды. И совсем другое, если единственным средством доставки вашей лодки к воде является общественный транспорт и собственные плечи.

И третий важный момент - заранее подумайте, будете ли вы ставить на лодку мотор. Если такой вариант не исключается пусть и в отдаленном будущем, то лодка изначально должна предусматривать возможность его установки.

Итак, рассмотрим несколько примеров лодок различных типов для различного времяпрепровождения на воде.

Лодка для спокойного отдыха и прогулок

Как правило, в этих целях используются небольшие трех-четырехместные плоскодонные лодки. Их легко встретить в различных прудах и озерах на территории больших городских парков или в прокатных конторах на берегу рек и озер в местах массового отдыха горожан. Представляют собой монолит из текстолита или армированного пластика, редко изготавливаются из дерева. Пластиковые борта часто имитируют дощатую структуру.

Отличаются небольшой грузоподъемностью, малой скоростью, высокой остойчивостью и управляемостью. Не предназначены для выхода на воду при размере волны более 15-20 см. Иногда предусматривается установка маломощных моторов. Использовать в других целях, помимо прогулочных, не допускается.

Достоинства - малый вес (можно перевозить на крышном багажнике легкового автомобиля или в прицепе), низкая стоимость, хорошая маневренность. Недостатки - низкая прочность корпуса, малая грузоподъемность.

Лодка для рыбалки

В качестве рыболовной (не профессиональной рыбацкой) можно рассматривать различные варианты деревянных, металлических и надувных лодок.

Основные критерии, по которым выбирается плавсредство для рыбалки:

  • устойчивость (не путайте с остойчивостью) - то есть способность оставаться на ровном киле при волнении и перемещениях рыбака по дну лодки. Очевидно, что лучше подобным требованиям будут отвечать массивные металлические или деревянные килевые лодки. Тем не менее широко используются рыбаками и надувные баллонные варианты, из-за простоты их транспортировки к водоему;
  • ровное днище (псевдопалуба) - как правило, это щитовой настил или разборный жесткий пол в надувных лодках. Ровное днище является необходимым условием безопасности, ввиду того что рыбаку нередко приходится вставать и перемещаться по лодке при выполнении забросов и выуживании;
  • наличие сидений - ни одна рыбалка не длится менее часа, поэтому сидеть на днище или баллонах надувных лодок как минимум неполезно для здоровья позвоночника;
  • достаточная прочность баллонов надувных лодок - рыболовные снасти не должны повредить баллоны, поэтому выбирайте лодку из многослойной армированной прорезиненной ткани или толстого ПВХ. Также учтите, что плавучесть должна обеспечиваться двумя или больше раздельными баллонами - тогда повреждение одного из них не приведет к затоплению;
  • наличие места для установки мотора - вполне можно обойтись и веслами, но если со временем вы захотите исследовать отдаленные рыболовные затоки, то без мотора обойтись будет уже затруднительно.

 

Лодка для активного отдыха

В этот класс можно смело отнести всевозможные туристические и полуспортивные варианты байдарок и каноэ. Наиболее распространены одно- и двухместные лодки, но встречаются и командные восьмиместные. Основные преимущества байдарок и каноэ перед другими видами водного транспорта - легкость конструкции (турист без особого труда сам переносит такую лодку от водоема к водоему), простота управления и относительно высокая скорость передвижения.

Кроме того, человек в байдарке или каноэ находится практически на одном уровне с водой, защищенный от нее только тонким пластиком или прорезиненной тканью. Только так, по мнению большинства любителей байдарочных походов, можно достичь максимального единения с природой.

Отдельно следует упомянуть рафтинговые надувные плавсредства. С учетом специфики и высокой опасности спусков по речным порогам и мини-водопадам такие лодки отличаются особой прочностью корпуса и должны выдерживать сильные удары об острые камни и валежины. Начинающим рафтингистам лучше не рисковать и доверить выбор лодки тем, кто хорошо разбирается в оснащении для экстремальных водных спусков.

Лодки для морских прогулок и больших водоемов

Море, крупные озера типа Ладожского или Байкала, а также крупные реки, такие как Волга, Енисей, Днепр и им подобные, не допускают малейшей самонадеянности на воде. Поэтому к выбору плавсредств для передвижения по большим открытым водным пространствам необходимо относиться со всей ответственностью. Если в городском пруду достаточно маленькой пластиковой плоскодонки, то в условиях даже не очень большого волнения и ветра использование таких лодочек практически равносильно самоубийству.

Поэтому лодка для выхода в открытое море (на большую воду) должна отвечать следующим требованиям:

  • высокая остойчивость. Следует рассматривать только килевые варианты с длиной не менее 3,5 метра;
  • высокая прочность корпуса и оснастки - лодка должна выдерживать сильную ударную вибрацию при движении как по мелкой зыби, так и в сильное волнение с высокой скоростью;
  • острый форштевень - лодки с носовым транцем не разрезают набегающую волну и склонны к запрокидыванию при сильном встречном ветре и малой загрузке, поэтому не могут использоваться при среднем и сильном волнении;
  • наличие места для установки мотора. Далеко не всегда возможно выгрести на веслах против сильного ветра и волны, так что мотор на морских лодках - обязательный атрибут;
  • закрытый нос. При движении навстречу волне и значительной загрузке нередко лодка зарывается всем форштевнем в волну, а закрытая носовая часть помогает предотвратить попадание значительной массы воды внутрь лодки.

 

 

Короткий вывод

Современная промышленность предлагает огромный выбор как готовых лодок на любой цвет, размер и вкус, так и их изготовление по индивидуальным проектам. Выше мы рассмотрели мизерную часть от существующего многообразия вариантов на рынке малоразмерных судов. Только надувных лодок существует несколько десятков модификаций - от крохотных одноместных до больших десантных. Поэтому сейчас можно уверенно утверждать, что на любой вкус и на любой кошелек можно найти (или построить) лодку, которая сможет дарить вам радость долгие годы.

22.04.2014 Худяков Юрий

Все статьи


Подбор Лодки по параметрам
от 2 620 руб.
Intex Explorer-200 set (58331)
от 1 040 руб.
Bestway 34009
от 1 140 руб.
Bestway 34102
от 1 180 руб.
Bestway 34103
от 650 руб.
Bestway 91044
от 13 540 руб.
Bestway Voyager 500
от 1 300 руб.
Intex Explorer-100 (58329)
от 47 230 руб.
Intex Mariner 3 (Set)
от 57 390 руб.
Intex Mariner-4 Set (68376)
Оставить комментарий
Подберите Лодку из 13 предложений
Тип: ?
Регистрация в ГИМСе: ?
Количество мест: ?
Грузоподъемность (кг): ?
Максимальная мощность мотора (л.с.): ?
Торговая марка / бренд Лодки
Корпус
Транец: ?
Тип соединения: ?
Количество воздушных отсеков: ?
Интерьер
Дно: ?
Материал пайола: ?
Комплектация
Размеры и свойства
Длина лодки (см): ?
Ширина лодки (см): ?
Вес (кг): ?


Обзоры и тесты

Надувная лодка для отдыха и рыбалки

Отдых на воде – лучшее спасение от утомляющей летней жары. С помощью надувной лодки можно убежать от шумного пляжа – найти тихое место, где можно побыть в одиночестве и собраться с мыслями, отдохнуть в кругу семьи или друзей. Рыбалка в недоступных ранее местах станет не просто прихотью, а обычным делом. Надувные лодки, как элемент активного отдыха на воде, прочно вошли в нашу жизнь.
  • Голосование: +76

Все статьи в рубрике «Лодки»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58